16 апреля в петербургском Малом драматическом театре — Театре Европы пройдёт премьера спектакля Яны Туминой «Будь здоров, школяр!». В основе — одноимённая повесть и другие тексты Булата Окуджавы.
Автобиографическая повесть Окуджавы о начале Великой Отечественной войны была написана в начале 1960-х. Главный герой повести «Будь здоров, школяр!» и многие его фронтовые товарищи — вчерашние школьники, которым едва исполнилось восемнадцать лет. Большинство из них так и не станет старше. Эпиграф повести начинается со слов: «Это не приключения. Это о том, как я воевал. Как меня убить хотели, но мне повезло. Я уж и не знаю, кого мне за это благодарить. А может быть, и некого». В 80-е годы эту повесть Окуджавы ставил Зиновий Корогодский в петербургском ТЮЗе, но после многочисленных «приёмок» спектакль сыграли около десяти раз и закрыли как «пацифистский».
Яна Тумина — режиссёр кукольных и драматических спектаклей, многократный лауреат «Золотой Маски» — в подростковом возрасте училась в экспериментальной театральной школе Корогодского. «Будь здоров, школяр!» — её вторая постановка в МДТ после спектакля «Где нет зимы» по книге Дины Сабитовой. О своих отношениях с текстом Окуджавы и его актуальности Яна Тумина подробно рассказала редакции: «Поиск материала для нового спектакля шёл в диалоге со Львом Абрамовичем Додиным. Мы достаточно долго не могли совпасть в выборе, но когда он предложил повесть Булата Окуджавы „Будь здоров, школяр!“ — возник отклик, и мы стали обсуждать возможность постановки. Конечно, в каждой творческой семье моего поколения были пластинки Окуджавы. Не могу сказать, что конкретно в моей семье Окуджава был кумиром — скорее, слушали записи Галича и Высоцкого, — но, в любом случае, он часто звучал и цитировался в моём окружении. Как и многие, я больше знала и чувствовала его как поэта, а когда случилась встреча с прозой — это стало открытием.
Инсценировка получилась „по мотивам“ — к повести прибавились поэтические тексты, цитаты из интервью Булата Шалвовича. Никаких других авторов и текстов в спектакле не звучит. Существует некое просветительское стремление — чтобы те, кто не знает этого автора, захотели о нём узнать. Спектакль нацелен прежде всего на молодую аудиторию, на тех, кто сегодня ещё не знаком с творчеством Булата Окуджавы. А ведь он невероятно актуален и может стать камертоном для многих молодых людей. Меня привлекает прозрачность текста — когда его можно усложнять „театральностью“, — близка „проза как поэзия“ и краткость: малая форма, которую можно наращивать. Вот и актёров я провоцировала на то же самое, углублять и наращивать. Их проб хватило бы ещё на один спектакль. МДТ путь совместного сочинения спектакля через этюдные пробы, исследование материала более чем знаком, и мне это очень подходит: мы не ставим текст, а „думаем вокруг него“ и создаём свои отклики. В первый период работы мой отклик был весьма кризисным — я работала с драматическими актёрами, а внутри меня рос и формировался кукольный спектакль. Это был сложный момент, когда я не могла нащупать жанр и форму постановки в средствах психологического театра. На сегодняшний день сложилось плотное и эклектичное пространство спектакля, в котором, я надеюсь, найдено равновесие между всеми элементами. В этой работе задействованы практически все молодые актёры МДТ — из этой данности пришло рискованное представление, что сегодняшний Окуджава возникает и органично звучит среди атрибутов уличной культуры. Так в работе появились рэп, граффити, скейтеры. А выбранный нами жанр саундрамы определяет не только полифоничность формы, но и открытый ход к музыкальному спектаклю, где текст и музыка основополагающе влияют на развитие образов и сюжета. Конечно, рэп в театре — это скорее сложносочинённая имитация, где кроме энергии и потока слов нужно пробиваться к смыслам и доносить их внятно, а значит — в более размеренной форме. И мы, конечно, рискуем, что слово начнёт работать лишь как энергия, эмоция, а не мысль. Сама повесть — это скорее дневник, в котором нет линейности, много повторов (как припевов) и нет острых конфликтов между героями, но есть один, самый главный конфликт между совсем ещё юным человеком и войной.
У Льва Додина уникальная интуиция для выбора материала: мне кажется, он „снимает эфирные слои“, слышит тему, которая звенит в воздухе. А тема поэта на войне, человека, которому нужно держать в руках перо, а не оружие, остаётся всегда. И всегда перед началом работы с материалом необходимо ответить, почему именно я, именно сейчас хочу рассказывать эту историю. Где моя личная точка боли. Для меня как для матери, конечно, невыносимо соединение войны и ребёнка. „Ведь это даже смешно — убивать человека, который ничего не успел совершить. Я даже десятого класса не кончил. Помогите мне. Я не хочу умирать“. Эти строки из повести не имеют времени, они навсегда».
Вместе с Яной Туминой — режиссёром и сценографом — над премьерой работают музыкальный руководитель и композитор Анатолий Гонье, видеохудожники Кирилл Маловичко и Маша Небесная (последняя также художник по костюмам этого спектакля) и художник по свету Василий Ковалёв. Художник по граффити — актёр Никита Касьяненко, соавтор и артист спектакля Кирилла Люкевича о граффити и стрит-арте «4elovekvmaske».
В постановке заняты артисты Александр Быковский, Сергей Власов, Ярослав Дяченко, Евгений Зайфрид, Екатерина Клеопина, Дарья Ленда, Леонид Луценко, Надежда Некрасова, Михаил Самочко, Полина Севастьянихина, Никита Сухарев, Михаил Титоренко, Иван Чепура, Евгений Шолков.
Источник: oteatre.info